Эссе: «Профессия учителя. Век живи, век учись».
Деятельность должна быть моя,
Увлекать меня, исходить из души моей!
К.Д.Ушинский.
С каждым годом работы учителем математики, я все больше убеждаюсь в том, что правильно сделала выбор профессии. При выборе профессии большое влияние оказал учитель математики, бессменный директор нашей школы Анисимов Иван Саввич. Он так увлекательно учил нас математике, что я даже сейчас применяю его методы обучения. Вспомнится, как-то Иван Саввич вызвал меня в свой кабинет и попросил меня заменить урок в своем же классе. Весь этот день я волновалась как никогда… На утро, когда я приближалась к классу один мальчик весело кричал: «Марфа Саввична идет!», затем я вошла в класс и все ребята сели на свои места и начался урок... Это было, когда мы учились в седьмом классе. Наверное, после этого момента я накрепко поняла, что учитель – это мое призвание.
Иногда, друзья удивляются, как я могу работать в школе, в которой сама училась. Над этим я тоже задумывалась не раз. Попыталась даже три раза найти «свое счастье» на «чужой земле». Но, как ни старалась, моя любовь к родной школе всегда взяла вверх. Я три раза возвращалась в свою родину, и от этого мне никогда не было стыдно. Я действительно люблю свою родную школу, потому что она на самом деле родная. Проведя в ней 20 лет своей жизни, я знаю о ней довольно много. Как говорится, не место красит человека, а человек - место. Поверьте, этого у нас предостаточно! Естественно, хорошая погода в нашем общем доме – практически целиком и полностью дело рук наших педагогов. Они мастера своего дела, отличные психологи и просто замечательные люди. Я уверена, что наша школа заняла бы первое место по количеству прекрасных педагогов на «душу» населения. Да и вообще, мы стараемся быть лучшими во всем (как по качеству, так и по количеству!). Это лучшая школа на моем жизненном пути! Это моя любимая школа!
С каждым годом работы учителем математики у меня все больше вопросов по методике преподавания, по решению разных математических задач, по психологии детей и т.д. И каждый раз я задаю себе вопрос: «А существуют ли в природе идеальные учителя?» По-моему, идеальный учитель должен иметь хорошую методическую и предметную подготовку и развитые коммуникативные навыки, умение создавать у учеников положительную учебную мотивацию, познавательный интерес и творческую атмосферу на уроке. Конечно же, идеальных учителей, которые бы в полной мере владели всеми компетенциями на достаточно высоком уровне, практически не бывает. И здесь главное, чтобы учитель понимал свои сильные и слабые стороны и необходимость развития своего мастерства. Первый шаг к профессиональному совершенствованию – это признание у себя каких-то «проблемных зон», которые требуют развития. Второй шаг – понять, что и как развивать. Первый шаг я уже совершила, а второй шаг требует от меня самой очень много работы. Моя цель (а значит – мое стремление устранить «проблемную зону») – это стать Учителем – Партнером, который ориентирован на то, чтобы вдохновлять детей, а не авторитарно руководить. Чтобы это не стало слишком сложной задачей, нужно знать методы мотивации учеников. Обучать детей, уделив больше внимания на их личность. Личностно-ориентированное обучение обычно связывают с гуманизацией образования, с индивидуализацией обучения, с уровневой и профильной дифференциацией, делая особый акцент именно на эти педагогические понятия, иногда фактически подменяя одним из них общее понятие личностно-ориентированного обучения.
Как практический учитель, я не претендую на свой вклад в решение этой важной и сложной педагогической проблемы, и именно поэтому излагаю личное понимание термина, которое не противоречит общим представлениям о личностно-ориентированном обучении и исходит из обычного общеязыкового понимания термина: «личностно-ориентированное обучение» - это обучение, ориентированное на личность.
Учебно-познавательная деятельность школьников обладает большим потенциалом для формирования у них опыта творческой деятельности, поскольку предполагает не только усвоение действий, выполняемых по образцу, но и самостоятельный поиск и создание нового субъективно значимого знания. Такой опыт формируется на основе деятельностного и личностно ориентированного подходов в обучении, одним из путей реализации которых является применение в обучении метода проектов. Так как учащийся более хорошо осваивает новую тему, если сам достигнет до «истины». Поэтому перед изучением новой темы я излагаю учащимся задачу, затем учащиеся далее ищут решение данной темы. Таким образом, самостоятельно достигают новых знаний.
Так как математика - это система, то, не поняв одно из принципиальных правил, не удивительно, что вы не понимаете и всего остального. Нашей общей с учащимися целью является найти путь к пониманию математики для каждого из учащихся.
Для того, чтобы достичь цели я должна учиться, поделиться опытом с коллегами. Таким образом, учитель все время должен, обязан познавать все новое, что происходит в сфере образования и в жизни в целом.
|